учреждение здравоохранения
«Городская поликлиника №3»
г. Улан-Удэ, ул.Тобольская, д.155
ДИСЦИПЛИНА И РЕЖИМ
Нужна ли строгая дисциплина в процессе воспитания и в каких «дозах»? Как совместить родительскую любовь и строгие правила? В этом вопросе, как и во многих других, важно чувство меры, или, говоря иначе, «золотая середина».
Рассмотрим обе крайности.
Для соблюдения дисциплины нельзя обойтись без запретов и ограничений, но в разумных пределах. Устанавливать запреты нужно так, чтобы ребенок четко знал, чего именно делать нельзя и что можно вместо запрещенного действия. О запретах необходимо сообщать решительно, серьезным, деловым тоном, но стараясь не задеть при этом достоинства ребенка, не вызвать у него чувства горечи и обиды.
В этом вам помогут маленькие хитрости. Например, родителям будет гораздо проще сделать без личного запрета, а детям согласиться с ним. Тогда ребенку не на кого будет обижаться и у него не будет возможности найти виноватых. Например: «Перед обедом сладкого не едят» - более подходящая фраза, чем «Я не разрешаю тебе есть сладости перед обедом».
Устанавливая запрет, родителям лучше согласиться с желанием ребенка: «Мы понимаем, что тебе очень хочется погулять еще часок. Мы бы и сами хотели этого, но нужно идти домой».
При запрете того, что нельзя сейчас, нужно указать ребенку, как и когда это можно будет сделать в другой раз, например: «Сейчас смотреть телевизор уже поздно, а вот завтра ты сможешь посмотреть любимые детские программы».
С какими запретами родителям приходится сталкиваться чаще всего?
Большинство из них связано с ограничением физической активности детей. Всем нам часто приходилось слышать фразы:
- Не бегай!
- Не лезь - упадешь!
- Не вертись!
- Сиди смирно! - и т.д.
Но ведь детям просто необходимо бегать и прыгать, лазить и скакать. Моторные функции детского организма подавлять нельзя, Поскольку запрет на подвижные игры порождает у ребенка напряженность, плохое настроение и агрессивность. Детям нужно выплескивать свою неуемную энергию, поэтому такие запреты следует свести до разумного минимума.
Другое дело, если вы запрещаете ребенку действительно недопустимое:
драться, отнимать игрушки, играть со спичками и т.д. Но нет серьезных оснований запрещать ребенку то, что тренирует его ловкость, самостоятельность, удовлетворяет его любознательность и при этом не является опасным. Существует группа запретов, нарушение которых родители провоцируют сами. Если однажды вы показали ребенку часы, ключи и другие важные вещи, не удивляйтесь потом, что ваш сын или дочь играют с ними. Конечно, вы будете обеспокоены: часы ребенок может уронить и сломать, ключи от квартиры или машины - потерять, что вызовет массу проблем. Поэтому вы поспешите тут же наложить строгий запрет на игру с такими важными вещами. Но попробуйте представить, в каком затруднительном положении окажется ваш ребенок. Он вряд ли поймет, почему вчера вы сами показали ему эти «игрушки», а сегодня запрещаете их трогать. Запомните: те предметы, играть с которыми малышу строго запрещается, лучше убрать из поля его зрения. Если вы запретили что-то ребенку, нельзя отменять запрет и уступать в этом, нужно быть твердым и непреклонным, иначе у него появятся основания для капризов. Важно, чтобы все взрослые в семье действовали согласованно, чтобы их методы воспитания не были противоречивыми. Если один из взрослых разрешил то, что другой запретил, ребенок вынужден будет нарушать запреты. В процессе воспитания вашим союзником и помощником может и должен стать режим. Прежде всего, любой режим должен быть целесообразным и разумным. Вы должны принять что-либо за правило в вашей семье не потому, что кто-то завел такое правило у себя, а потому, что это удобно и полезно именно для вас. Вторым важным условием режима является его определенность. Если сегодня вы потребовали от ребенка соблюдения какого-то правила, нужно требовать этого и завтра, и послезавтра. Неопределенность делает режим бессмысленным и не приносит практической пользы в процессе воспитания. Исключения при соблюдении режима могут допускаться лишь в редких, крайних случаях, вызванных важными обстоятельствами. Нарушение режима, чем бы оно ни объяснялось, необходимо отметить, например: «Сегодня ты не сделал этого, потому что была важная причина, но завтра это обязательно нужно будет сделать». Если же промолчать - ребенок подумает, что вы забыли о правилах, значит, они не так важны, чтобы соблюдать их строго и ежедневно. Требуя от ребенка соблюдения режима, родители должны и сами придерживаться определенных правил, подавая детям пример. Если вы требуете, чтобы дети за обедом не «читали» книгу, то и сами не должны этого делать. Существуют различные методы воспитания: разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение, наказание, уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.
Автор: Босенко Ксения Сергеевна, старшая медицинская сестра.